Михаил Папуш (papush) wrote,

Бурислав Сервест - суточный цикл

(так же, как когда-то с Теуном Марезом, я предприму попытку ассимиляции того, что "надыбал" у Сервеста, и пересказа в рамках своих представлений о Работе. Опять же, предупреждаю читателей: все это может иметь какой-то смысл только для тех, кто заинтересован в "путях", но в данном случае даже Уже - для тех. кого по каким-то причинам заинтересовал, во-первых, сам Сервест, во-вторых - мои "вариации на тему").

Автор выделяет в качестве основных три цикла – сутки (суточное вращение земли вокруг оси), лунный цикл (фазы Луны) и год.

Основной упор  автор делает на суточном цикле: «сутки – это период, за который случайное может стать постоянным или исчезнуть».

Далее, как всегда у Бурислава, предлагаются техники. «Если нам удастся восстановить… собственное время, то все законы внешнего мира перестанут для нас существовать» (это утверждение основано на определенного рода «метафизике времени», от разбора которой я воздержусь).

«Самое главное и самое простое  - установить контроль над суточным существованием нашего «я»… Необходимо каждый день перед сном просматривать все его основные события и сознательно отбирать те, которые лично вам представляются наиболее интересными, связывать их воедино и соединять их со своим «я». То есть надо задать себе вопрос, что из произошедшего за день имело отношение к главным целям вашей жизни и предельно подробно ответить на него». 

Мои комментарии.

(1) Мое первоначальное предположение о знакомстве Бурислава с Гурджиевым оказалось сильно преувеличенным.  Скорее всего, конечно, читал (во всяком случае, Успенского), но это не вошло в его «основной фонд».

В частности то, как он с разных сторон подходит к описанию того, что значит «соединять впечатления со своим «я»», говорит о том, что идея и техника самопамятования им не принята. А было бы гораздо изящнее и понятнее, - во всяком случае для тех, кто работал с самопамятованием.

(2) Бурислав пишет: «Обычно отбор впечатлений для включения в наше «я»  происходит помимо нашей воли и сознания под действием внешней и, как правило, враждебной нам силы», — и предлагает разные способы преодолеть эту неприятность. Как раз тут и должно было бы работать самопамятование.

Апелляция к «главным целям жизни», а также к «концентрации на процессе, а не на результате» (хорошие вещи сами по себе) представляется мне только попытками чем-то заменить прямое и «простое» указание на самопамятование.

(3) Однако интересными оказываются следующие моменты:

(а) самопамятование «задним числом»: можно же, действительно, извлечь из оперативной памяти (той ее части, которая хранится как раз около суток) некоторое событие или впечатление, и даже если в то время, когда это происходило, самопамятование не присутствовало, «включить» его при просмотре и «авторизовать» впечатление,

(б) «двойное» самопамятование: если в момент получения определенного впечатления я помнил себя, а потом воспроизвел это впечатление (вместе с самопамятованием), допустим, вечером, в сеансе «просмотра», я получаю две дополнительные возможности: (б1) первую можно условно назвать «рефлексивным самопамятованием» (лень сейчас описывать, что это такое, ограничусь отсылкой к Хофштадтеру), (б2) более понятно и, пожалуй, более практически интересно – «временная петля»: вспоминая себя в некий момент и связывая это с неким событием или другим впечатлением, я могу «в то же время» сделать «отсылку» к себе-тому-кто-будет-просматривать-день, как бы послать ему привет, а просматривая день — получить этот привет (если Мартышка не потеряет по дороге). Практика такого рода «колец»  значительно меняет представления о времени.

(4) Однако же в практике, которую описывает Сервест, есть еще одна важная сторона: из такого рода просмотра могут — при определенных условиях — возникать тенденции, направления  как в овладении образом жизни, так и в построении образа себя.

Для этого нужно обратить внимание на то, что Сервест рекомендует устанавливать связи с «главным целями жизни». Я бы демпфировал здесь некоторую пафосность этой формулировки, зато акцентировал бы как раз возможность определения (обнаружения) определенных тенденций, с одной стороны, и «внедрения» определенных тенденций – с другой. С «главными целями» нам, с нашими «свиными рылами», можно и погодить, а вот сама возможность  (безусловно принадлежащая «калашному ряду») направлять Силу — вещь важная.

 

Итак, техника действительно проста и может быть эффективной: сделать (на то время, пока работает) отсылку к вечернему просмотру «будильником» для самопамятования и  дополнять  моменты самопамятования  отсылками к вечернему просмотру.

Количество «благ», которые могут быть завоеваны таким образом, трудно поддается описанию (выше упомянуты лишь некоторые), но нужно иметь в виду. что это действительно так же трудно, как любая работа с самопамятованием, и требует, —  Бурислав это тоже постоянно подчеркивает,  — определенного исходного  объема личной силы (напомню, что Гурджиев в этой связи говорил о «ханбледзоине»).

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 15 comments